Персональный сайт

воспитателя

Кашичкина Елена Ивановна

Родителям

 

  Развиваем звуковую культуру речи дошкольников посредством пальчиковых игр и упражнений

 

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия),  лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного восприятия детей в максимально – сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Исходя из этого, основной задачей развития речи является воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирования грамматического строя речи, обучение связной речи, которые решаются на протяжении всего дошкольного детства.

     Однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. В настоящее время актуальность проблемы воспитания звуковой культуры речи определяется той уникальной ролью, которую играют родной язык в становлении личности  ребенка – дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психологического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.  Развитие устной монологической  речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

      Ведущим методом обучения является игра. Одна из главных целей игры является развитие определенных способностей ребенка, его личных качеств, психических процессов. На протяжении всего дошкольного возраста характерна особая заинтересованность предметным миром, ребенок хочет все потрогать, все взять в руки, поэтому становится актуальным обращение к пальчиковым играм и упражнениям как средству освоения окружающего мира. Они играют особую роль в развитии мелкой моторики рук, которые «тревожат» речевые зоны головного мозга и активно развивают звуковую культуру речи дошкольников.

         Целенаправленное обучение звуковой культуры речи дошкольников посредством пальчиковых игр и упражнений позволяет обеспечить нужное количество звуковых повторений на разном материале при сохранении эмоционально – положительного отношения детей к заданию. Упражнения по воспитанию звуковой культуры речи проводились в игровой форме для того чтобы вызвать заинтересованность детей, а также расширить их познавательные способности. Можно использовать большой разнообразный наглядный материал: пуговицы, застежки,  яркие шнурки, бантики, ниточки, счетные палочки, резиновые игрушки-пищалки, мозаика, цветное тесто, яркая бумага разная по качеству, бисер, крупы, расчески, бусинки, проволока, пальчиковый театр, наглядные картинки и т.п.),который использовался в разных видах деятельности, что также говорит о доступности данных упражнений и заданий. В непосредственно образовательной деятельности (лепки, рисовании, аппликации) и ручном труде (изготовление поделок из бумаги, картона, ткани, ниток, каштанов, соломы, шишек, желудей и т.д.).

Пальчиковые игры и упражнения отображают реальность окружающего мира, а их сопровождение  потешками, загадками, стихами вырабатывает правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельности, что особенно необходимо детям различными отклонениями в здоровье и развитии. Тактильные ощущения пальцев рук, которые являются источником мощной импульсации в кору головного мозга, «тревожат» речевые зоны и активно развивают звуковую культуру речи.

Роль стимула в развитии центральной нервной системы, всех психических процессов и особенно звуковой культуры, по мнению Т. Р. Кисловой, играют формирование и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук.

Тренируя пальцы, непроизвольно развиваются органы артикуляции: речь ребенка становится отчетливой, выразительной, плавной, исчезает смазанность, нечеткость произношения. А правильное и методическое развитие мелких мышц рук благотворно влияет не только на развитие детской речи, но и исправление ее дефектов. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его звуковая культура речи. По моему мнению, успешным условием воспитания звуковой культуры речи являются: полноценная речевая среда, целенаправленное обучение в форме индивидуальных и групповых видах деятельности, языковые нормы взрослых, особенно включение родителей дошкольников в этот процесс.

Несколько игр и упражнений с инструкцией к их выполнению по методической теме, для разновозрастных групп ДОУ:

   1 младшая группа:

Задание 1. Пальчиковое упражнение: «Не боюсь колючек!»

Цель: сделать массаж ладоней и пальцев ребенка, учить соотносить слова текста с соответствующими движениями и четко, правильно произносить звук [с].

Инструкция: катать круглую массажную расческу (или бигуди) по столу (вперед - назад), затем перейти на катание между ладонями, нажимая на нее с разной силой и проговаривать одновременно фразу:

Я колючек не боюсь,

Даже если уколюсь!

Задание 2. Пальчиковая игра: «Котенок» (пищащая игрушка)

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук, учить подражать движениям взрослого; четко и правильно произносить звук [щ].

Инструкция: сжимать игрушку в кулачке и соотносить слова стихотворения.

 

Ты котенок не пищи,

Лучше маму поищи!

Задание 3. Пальчиковое упражнение: «Братцы»

Цель: развивать память, умение соотносить слова текста с соответствующими движениями пальцев и кистей рук, речевое дыхание, умение контролировать темп речи, учить четко и правильно произносить звуки [п] и  [р].

Инструкция: подняв левую руку (правую) ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой (левой) по очереди, начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик уж заснул,

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди…

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

 

 2 младшая группа:

Задание 1.Пальчиковая игра «Рыболовы»

Цель: развивать силу рук, соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев; формировать навыки расстегивания и застегивания прищепок; обучать правильному произношению звуков [а],  [п],  [р].

Инструкция:  расстегивать прищепки и «ловить» маленькие игрушки  (рыбки,  раки, лягушки и т. п.)  из емкости, с сопровождением художественного слова.

 

Очень хитрый – хитрый пальчик

Мышку – хвать! И зайку – хвать!

Невозможно убежать!

А потом поймал верблюда.

Разве вырвешься от сюда?

Но попался вдруг кабан –

Разломал он весь капкан!

Задание 2. Пальчиковая игра «Шаловливый котенок»

Цель:  учить соотносить движение рук, кистей и пальцев рук с речью; обучать правильному произношению звука [л], отчетливо и достаточно громко произносить слова с этим звуком, развивать речевое дыхание.

Инструкция: наматывать нитку на клубок или на палочку одной рукой, а  держать клубок другой рукой и сопровождать художественным словом.

 

Я веревочку смотаю

Всю в один большой клубок,

Чтоб котенок мой играя,

В нем запутаться не смог.

Задание 3. Рисование пластилином (плоскостное): «Смотрит солнышко в окошко»

Цель: развивать силу рук, хватательные движения и соотнесение слов текста с движением рук, закреплять правильное произношение звука [с], четко произносить слова и фразы с различной громкостью.

Инструкция: указательным пальцем левой и правой руки проводить, нажимая на пластилин, прямые линии «лучики», сопровождая стихотворением.

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит, улыбается.

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку.

 

Средняя группа:

Задание 1.Отрывная аппликация: «Осенние листья»

Цель: развивать соотносящие, хватательные движения рук, создать композицию; обучать правильному произношению звука [л].      

Инструкция: разорвать листы бумаги на маленькие кусочки, по форме листиков дерева, из них создать композицию на листе бумаги; сопровождая действия стихотворением.

Листопад, листопад.

Листья падают, летят.

Листья желтые кружатся,

И на землю все ложатся.

Задание 2.Предметная лепка: «Испечем мы пирожки».

Цель: развивать силу рук, соотносящие движения рук, закреплять приемы лепки; обучать правильному произношению звуков [ш], [ж],отчетливо и достаточно громко произносить слова с этими звуками, развивать речевое дыхание.

Инструкция: выполняем все действия с пластилином соответственно словам стихотворения.

 

Месим, месим тесто,

Месим понемножку.

Из такого теста сделаем лепешку.

Внутрь яблочко кладем,

Уголочки мы загнем

Получился пирожок:

Кушай, кушай мой дружок!

 

Задание 3. Пальчиковая игра «Поможем кукле завязать шапочку»

Цель: развивать точные движения пальцев рук, соотносящие движения, речевое дыхание, темп речи, учить правильно произносить звук [з].

Инструкция: завязываем бантик на шапочке, а потом развязываем.

Развязались вдруг шнурки.

Как их завязать?

То ли спутать в узелки,

То ли маму звать…

Не могу пока шнурки

Завязать на бантики.

Ручки-крючки не ловки –

Путаются пальчики.

Старшая группа.

Задание 1. Рисование пальчиками: «Желтый цвет»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, закреплять навыки рисования предметов разнообразных форм; развивать логическое мышление, воображение; обучать правильному произношению звука [ж].

Инструкция: рисовать предметы (изображая пейзаж) пальчиками, ладошками, кулачками на листе бумаги, соотнося слова стихотворения с действиями.

Желтое солнце на землю глядит,

Желтый подсолнух за солнцем следит,

Желтые груши на ветках висят,

Желтые листья с деревьев летят.

Задание 2. Шнуровка: «Веселый шнурок»

Цель: развивать тонкие движения пальцев рук, формировать навыки действия со шнурком; умение соотносить слова текста с соответствующими движениями пальцев и кистей рук; учить правильно произносить звук [ш], умение контролировать темп речи, развивать речевое дыхание.

Инструкция: выполнять шнуровку соответственно словам текста.

Вверх шнурок,

Вниз шнурок,

И еще, еще разок!

Вот такой у нас узорчик!

Вот такой у нас заборчик!

Детям очень сложно обувь шнуровать.

Но учиться нужно и не горевать.

Пальчики шнуровка развивает ловко.

В садике ребята станут приставать:

«Где ты научился так классно шнуровать?»

Задание 3. Пальчиковое упражнение: «Заплетем косички»

Цель: развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук, зрительное внимание, память; обучать правильному произношению звука [с], отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком.

Инструкция: поочередное переплетение шнурков в косичку с сопровождением художественного слова.

Заплести косички

У своей сестрички?

Дайте мне возможность

Осознать всю сложность.

Как плести сестричке

Разные косички?

 

Подготовительная группа:

Задание 1. Пальчиковая игра: «Помогите перебрать зернышки»

Цель: развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук; обучать правильному произношению звука [p], отчетливо и достаточно громко произносить слова с этим звуком, развивать речевое дыхание.

Инструкция: отобрать зерна разного вида по отдельности, используя только указательный палец и проговаривать одновременно стихотворение.

Я мамуле помогаю,

Я крупу перебираю:

Гречка – рис,

Гречка – рис,

Будет мамочке сюрприз.

Задание 2. Объемная аппликация «Цыпленок»

Цель: развивать тонкие движения пальцев рук, учить скатывать готовые салфетки в шарики делая круговые движения, делать цыпленка способом аппликации из шариков; контролировать темп речи и обучать правильному произношению звуку [ц].

Инструкция: кусочек мокрой салфетки отжать пальчиками и скатить шарик (маленький – между указательным и большим пальцем, средний – на ладони, указательным и средним пальцем, большой шарик – между ладонями) сопровождая действия художественным словом.

Из яйца, как из пелёнок,
Только выбрался цыплёнок —
И пошёл пушок пешком
Настоящим петушком.

Задание 3. Пальчиковое упражнение «Овощи».

Цель: развивать тонкую моторику рук, речевое дыхание учить регулировать темп речи и закреплять произношение звука [p]

Инструкция: проговаривая строчку стихотворения необходимо откладывать бусину, держа четки в одной руке. Работают только большой, указательный, средний палец, а остальные держат четки.

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла: Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох! ..
Вот овощи спор завели на столе,
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!. .
Хозяйка тем временем ножик взяла.
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!. .
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!. .
И суп овощной оказался неплох!

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Связующая роль развития логического мышления и речи дошкольников в взаимодействии с природой»

 

 

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать.

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речи идет как единый процесс.

       Развитие логического мышления и связной речи связывал с наблюдениями за природой педагог и писатель К.Д Ушинский. Он считал логику природы самой наглядной, доступной и полезной для ребенка. Только непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

Разнообразие, красота природы, яркость, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышленияРебенок учится находить и правильно определять словом последовательность, причинную и временную зависимость, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится просто объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассказывать, рассуждать, описывать.

   Природа окружает ребенка с ранних лет. И. Г. Песталоцци отмечал, что это – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким пониманиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Он писал по этому поводу: «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы… Единственно подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы».

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических знаков». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического… проистекает из наблюдений человека над природой…», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс.

Многие педагоги обращают внимание воспитателя на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к источникам мышления и речи – к чудесной красоте природы». Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает у него удивление, радость, восторг, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

Природа предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования у них гуманных чувств к представителям животного и растительного мира, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в педагогическом процессе детского сада ознакомлению с природой с целью интеллектуального развития, нравственного и эстетического воспитания детей должно уделяться особое внимание.

Процесс познания окружающей природы предполагает решение целого комплекса задач всестороннего развития личности детей. Он не только затрагивает область умственного развития ребенка, но и способствует формированию гуманного отношения к представителям животного и растительного мира. Отсюда вытекает необходимость уделять особое внимание вопросу взаимосвязи умственного и нравственного воспитания при ознакомлении дошкольников с природой. Это обусловлено двумя принципиальными положениями: во – первых, воспитание нравственных чувств и отношений невозможно без определенных знаний; во – вторых, простое накопительство представлений не служит задаче всестороннего развития личности ребенка.

Наряду с природоведческими сведениями, необходимыми для решения познавательных задач (усвоение знаний о названии, свойствах предметов природы; понимание некоторых связей и зависимостей и др., педагог должен сообщать детям знания, определяющие правила поведения людей в природной среде. Представления о взаимодействии человека с природой, способах ее охраны станут предпосылкой воспитания у детей гуманного отношения к живым объектам, желания трудиться в природе, стремления к созиданию.

Перед воспитателями стоит очень важная задача – воспитывать не положительно – созерцательное, а положительно – действенное отношение к природе. Необходимо строго относиться к усвоению каждым ребенком нравственных норм обращения с растениями и животными. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной (не рвать, не топтать, не ломать, а в положительной форме (цветник нужно беречь; возьмем только несколько цветов для гербария и т. д., тогда их усвоение будет идти быстрее и легче. Правила передаются детям разными путями: в конкретной жизненной ситуации, посредством объяснения педагога, через художественную литературу.

 

 

 

 

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Кашичкина Елена Ивановна; Кашичкина Елена Ивановна, воспитатель МБДОУ «Березовский детский сад № 35 «Лесная сказка» (Нижегородская обл.)              

 Экологическое образование занимает все большее место в  развитии и  воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее разнообразии, к людям, охраняющим ее, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей  Проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами современности. Это побуждает к поиску эффективных способов ее решения. Дошкольное детство  — очень короткий отрезок в  жизни человека, в  этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности. Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Ребенок познает мир в  процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность в прямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о  мире, сформировать отношение к  миру. Китайская пословица глоссит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в  процессе общения с  природой, и  педагогически грамотно организованной деятельности. С  самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: в разные сезоны, они видят солнце и ощущают теплый или холодный ветер; рассматривают небо, увлеченно собирают камни, им нравится рисовать палочкой на песке, играть с  песком и  водой. Эти предметы и  явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. У человека связь с неживой природой сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в  свежем воздухе, для жизни и  хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая — природная или специально очищенная. Человечество потому и достигло таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать нефть, уголь; использовать глину и песок в строительстве и  т.  д. Таким образом, все явления и  объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания. Свою деятельность мы начали с того, что, наблюдая за детьми, определили объект неживой природы: песок, который вызвал у  них повышенный познавательный интерес.

Цель: познакомить детей с: 1) свойствами сухого и мокрого песка; 2) значением песка в  жизни живых существ, в  том числе и человека. Для достижения этой цели, мы определили задачи нашей деятельности:

— Помогать накоплению и  расширению конкретных представлений у детей о свойствах песка;

— Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

 — Развивать умение планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;

 — Показать связь песка с живой природой, продемонстрировать значение песка в жизни растений, животных и человека.

— Воспитывать бережное и  заботливое отношение к объекту неживой природы.

 Сам же процесс деятельности включил в  себя различные формы работы с детьми: наблюдения, чтение познавательной и  художественной литературы, эксперименты, просмотр компьютерной презентации, работу творческих мастерских. В старшем дошкольном возрасте, при проведении опытов работа осуществлялась по этапам, выслушав и выполнив одно задание, дети получали новое, более сложное. Они следили за ходом выполнения опыта, поскольку сложность экспериментов возрастала, а  самостоятельность детей повышалась. При изучении темы «Песок» дети познакомились с его составом и  свойствами. Например, в  ходе наблюдения дети рассмотрели и сделали вывод, что песок состоит из очень мелких песчинок, похожих на кристаллики. А при проведении опытов: «Может ли песок двигаться?», «Куда исчезла вода?», «Мокрый песок», «Имеет ли песок запах», «Какой песок тяжелее?» ребята поняли, что песок может быть сухим и мокрым, легким и тяжелым, что из влажного песка можно лепить, а  сухой рассыпается. Рассматривая глобус, отыскивали пустыни. Компьютерная презентация «Песочные чудеса в  природе» помогла расширить представления детей об особенностях песка в  природных условиях (дюны, барханы). Провели опыты: «Барханы из песка», «Могут ли насекомые жить в  песке?». Вместе с  детьми выяснили, кому песок необходим для нормальной жизнедеятельности, кто может и  что им помогает выживать в песчаных пустынях. Дети, под руководством воспитателя, проводили разнообразные опыты («Пропускает песок воду?», «Можно ли очистить воду с  помощью песка?», «Растворяется ли речной песок в  воде?», «Песок строитель», «Можно ли рисовать на песке?»), которые знакомили детей со свойствами сухого и мокрого песка. Дети самостоятельно формулировали выводы о  скрытых свойствах песка. После прочтение сказки «Сказка о  песке и  солнечном свете» у детей обобщились представления о свойствах песка. В группе для детей была организована творческая мастерская, в которой ребята увлеченно рисовали цветным песком на разные темы: «Цветы для мамы», «Обитатели пустыни», «Нарисуй, что хочешь». Это позволило не только познакомить детей с техникой рисования песком, но и  развивать художественно-творческие способности, фантазию детей. А из презентаций «Что из чего» дети узнали, что песок необходим для тушения пожара, пересадки комнатных растений, для строительства зданий; песок помогает справиться с гололедом и т. д. Проблемные вопросы в наших беседах иногда ставили детей в тупик: «Нужен ли песок людям, полезен ли он?», «Где еще может использоваться песок?». Они обсуждали 190 «Молодой учёный» . № 35 (325) Педагогика . Август 2020 г. эти вопросы дома с родителями, а на следующий день мы продолжали диалог, из которого дети узнали о  том, что песок: — используется в строительстве, — он необходим при изготовлении стекла; — песок в  зимний период, помогает овощам (свекле, моркови) дольше храниться; — песок необходим для содержания домашних питомцев (для создания рельефного дна у аквариумных рыб, песок добавляют в корм для попугаев, канареек); — песок нужен для отдыха и лечения. Размышляя о  природе, дети обогащали свои знания, чувства, у  них сформировались правильные отношения к  живому, желание созидать, а  не разрушать. Таким образом, мы узнали, что все явления и  объекты неживой природы, которые нас окружают, являются предметом единой системы экологического воспитания. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и  уже знакомые природные материалы. Считаю необходимым поддерживать интерес детей и  родителей к  познавательно-исследовательской деятельности, так как, она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребенка к школе. Литература: 1. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. — М.: ТЦ Сфера, 2008. 2. Марудова,  Е.  В.  Ознакомление дошкольников с  окружающим миром. Экспериментирование // «ДЕТСТВО-ПРЕСС», С-Пб., 2013. 3. Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду //Учитель. — Волгоград, 2009

 

Дата последнего обновления страницы 19.09.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»