Персональный сайт

воспитателя

Кашичкина Елена Ивановна

Трансляция педагогического опыта

 

 

 

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста

с использованием фольклора по теме недели «Весна».

 

«Приди, весна ясная,

Приди, весна красная!»

                         

                                                                                      Воспитатель выс кв.кат.

                                                                      Кашичкина Е.И.

 

Цель: Создание праздничного настроения, вовлечь в совместную деятельность.

Задачи:

Обобщить представления о признаках и характерных проявлениях весны

Исполнять народные песни, народные игры, заклички, дразнилки

Воспитывать любовь к народным обычаям, народному костюму.

 

Способы:

1.     Вступительное слово педагога;

2.     Исполнение детьми песни «Пришла зима»;

Инсценировка сказки «Про Машу»;

3.     Хороводные игры «Кострома», «Ой, бежит ручьем вода…»;

4.     Подвижная игра «Скворушки и кот»;

5.     Сюрпризный момент «Внесение Чучела»;

     

 

Персонажи:

1.     Марья Искусница – воспитатель.

2.     Машенька – ребенок.

3.     Весна – ребенок.

4.     Кот – ребенок.

 

 

Средства:

1.     Самовар.

2.     Деревянные ложки.

3.     Свистулька – птичка.

4.     Чучело.

5.     Жаворонки – печево.

Способы:

? словесные: беседы, рассказы, объяснение, описание;

 ? наглядные: аудио-видеоматериалы, репродукции, образцы изделий декоративно-прикладного творчества;

 ? практические: освоение пения и народного танца на фольклорной основе, изучение наглядных пособий, образцов и макетов изделий.

 

Предварительная работа:

Предварительная работа: Посещение Арзамасского историко-художественного музея. Разучивание танцевальных элементов, рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний весной, людей в народных костюмах, изготовление головных уборов для девочек, прослушивание народной музыки, пение песен, беседы о наступающей весне, разучивание плясок, потешек, закличек, поговорок, народных игр, хороводов. Проведение занятия по ознакомлению детей с календарно-обрядовым праздником «Приди, весна ясная, приди, весна красная!».

Литература:

 1.Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу.- М., 1995.

2.  Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 тт. – М.: русский язык, 1999.

3. . Ермолов Л. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. т. I - III.- СПб., 1905.

4.  Ивлева Л. Ряжение в русской традиционной культуре.- СПб, 1994.
5. Калинский И. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси. - Зап. Русск. геогр. об-ва по отд. этнографии. Вып. VII. - СПб., 1877. -  С. 388 – 398.

6.  Корепова К. Е. Русские календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья.- СПб.: Тропа Троянова, 2009.

7. Липинская В. А. Народные традиции в современных календарных обрядах и праздниках русского населения Алтайского края// Русские: семейный и общественный быт. – М.: Наука, 1989.

8. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. – М., 1997.

                                         Ход праздника.

 

    Под фонограмму «Ой, пойду ль я, молоденька»

дети «топотушками» двигаются друг за другом, распределяются по всему залу.

 

Песня «Ой, гости, а вы к нам пришли,

Дорогие, а вы к нам пришли.

Ой, лели, лели к нам пришли.\ 2 раза

 

А мы рады, рады видеть вас,

А мы очень рады видеть вас.

Ой, лели, лели видеть вас \ 2 раза

 

Полюбуйтесь – ка и вы на нас,

Полюбуйтесь – ка и вы на нас.

Ой, лели полюбуйтесь – ка на нас \ 2 раза

(выполняют плясовые движения: хлопают, кружатся «крендельком», строят круг: девочки входят в круг подкрикивая: «Их!»,

затем мальчики входят в круг со словом «Эх!», раскруживаются на полукруг.

 

                      Под фонограмму входит Марья Искусница.

Марья Искусница: Мир дому сему!

                                    Здравствуй, весь честной народ!

                                    Здравствуйте, ребятушки мои милые!

                                    Веселья вам, да радости!

                                    Подросли, большие стали,

                                    А меня – то вы узнали?

Дети: Да, Марья Искусница!

Марья Искусница: Верно! Очень рада видеть вас!

                                    Я была у вас не раз,

                                    Снова рада видеть вас!

                                    А что у вас здесь за веселье?

1 ребенок: А мы весну пришли звать,

                     Зиму люту провожать!

2 ребенок: Зима нам надоела,

                     Хлеб весь поела,

                     Ручки познабила,

                    Скотинку поморозила.

Марья Искусница: Ну, коль так, сядем рядком

                                    Да поговорим ладком. (дети садятся на стульчики).

    Уж как я рада, что вы весну пришли звать. А кто видел, как она приходит? Да, пожалуй, никто из вас не видел. А вот давным – давно одна девочка Машенька ходила Весну искать, да на землю звать. А хотите знать, как это было? Ну, тогда слушайте!

Жила – была девочка Машенька у бабушки с дедушкой. Внученька любимая, внучка трудолюбивая! Вышла раз Машенька, под окошечко села, веретенце взяла, стала пряжу прясть, да Весну ждать. А чтоб работа спорилась, стала песню напевать.

Маша: Что делать? Вот беда! Не идет Весна! Пойду ее искать, да на землю звать!

Марья Искусница: Везде Маша Весну искала, за деревце заглядывала, в овражек спускалась, на пригорок поднималась. Видит, на дорожке воробьишки – серые зипунишки веселятся, резвятся.

 

Песня «Зима прошла».

 

Воробей с березы на дорогу прыг,

Больше нет мороза, чик – чирик.

 

Вот журчит в канавке быстрый ручеек

И не зябнут лапки, скок, скок, скок.

 

Высохнут овражки, прыг, прыг, прыг,

Выползут букашки, чик – чирик.

 

Маша: Воробьи – воробушки,

              Вы Весну не видали?

              Вы Весну не встречали?

Марья Искусница: Ничего воробушки не сказали, только «чик – чирик» пропели и улетели. Пошла Машенька дальше. Ходила, искала, на полянке ребяток повстречала, те хороводы водили, пели, танцевали, Весну зазывали.

 

Хоровод «Ой, бежит ручьем вода».

Ой, бежит ручьем вода

Нету снега, нету льда.

Ой, вода, ой, вода,

Нету снега, нету льда.

 

Прилетайте, журавли

И соловушки малы.

Журавли, журавли

И соловушки малы.

 

Мы весняночку поем

Весну красную зовем.

Ой, поем, ой, поем

Весну красную зовем.

 

Маша: Здравствуйте, ребята! Вы Весну не видали, вы Весну не встречали?

Ребенок: Нет! Пойдем, Маша, с нами веселится,

                  В хороводе весело кружится.

Маша: Нет! Не могу, некогда мне с вами играть, я Весну иду искать.

Марья Искусница: А вы знаете, ребятушки, весну так и зазывали: соломенную куклу по воде пускали, Костромой ее называли.

Ребенок: (выводит девочку «Кострому»)

                  Кострому и мы наряжали,

                  Зиму люту провожали.

(сажает «Кострому» на стул)

Ребенок: Костромушка – Кострома

                  Свет государыня моя,

                  У нас есть для тебя и кисель, и вода.

                  Каша масляная, ложка крашенная,

                  Творога кувшин и пирог один.

 

           Игра «Кострома»

Кострома, Кострома, государыня моя

У Костромушки кисель с молоком

Еще с прибылью блины с творогом.

 

Ребенок: Здорова ли, Кострома?

Кострома: Здоровехонька!

Ребенок: Что, Кострома, делаешь?

Кострома: Кудельку пряду

 

Далее дети поют песню «Кострома», выбегают поочередно дети, здороваются и спрашивают: «Что, Кострома, делаешь?»

Кострома отвечает: - клубочки мотаю,

                                      - носочки вяжу,

                                      - плачу, пальчики уколола,

                                      - вас ловлю!

Дети разбегаются, «Кострома», их ловит.  Дети садятся на места.

 

Марья Искусница: Искала, Машенька, Весну, искала, вот она на пригорочек  встала, стала Весну кликать.

Маша: Весна, Весна красная,

             Приди, Весна ясная!

             Приди, Весна с радостью,

             С великой милостью!

Марья Искусница: Разве ты не знаешь, Машенька, что Весну – красну птички на крыльях приносят. А не позвать ли нам скворушек?

 

            Игра « Скворушки и кот»

 

Скворушки, скворушки, черненькие перышки,

Прилетайте к нам скорей, сразу станет веселей.

 

Домики, домики, мы готовим домики

Для скворцов готовим дом, чтобы птички жили в нем.

 

В домике, скворечнике скворушки сидят.

Из окна скворечника скворушки глядят.

 

А в углу, а в углу хитрый кот сидит

Притворился наш кот, будто сладко спит.

(дети – «птички» летают, клюют зернышки, пьют водичку, в конце музыки Кот их ловит)

Кот: Я иду, иду, иду

         И кого найду, с собой заберу.

Марья Искусница: Никого кот не поймал. А я уже чувствую дыхание весны – она уже совсем близко. А не покликать ли нам ее вместе?

 

Дети: Весна, весна красная, приди весна ясная!

           Приди, весна с радостью, с великой милостью!

1 ребенок: С солнцем горячим!

2 ребенок: С дождем обильным!

Все дети: Принеси урожай в наш родимый край!

 

          Звучит фонограмма «Пение птиц»

 

Входит девочка – «Весна», обходит зал.

 

Весна: Знаю, ждут меня повсюду,

             Всем на свете я нужна.

             Приношу я радость людям,

             А зовут меня – Весна!

Ребенок: Весна, весна, чем же ты красна?

Весна: Солнцем жарким, светом ярким,

             Ручейками, что в лесу бегут,

             Птичками, что весело поют,

             Первыми цветочками,

             Клейкими листочками.

Марья Искусница: Ну, что ж! Будем  кругом ходить,

                                    Да весну веселить!

 

           Музыка Ивана Купалы «Ах, заинька»

 

Марья Искусница: За забором у ворот начинается огород.

                                    Стали воробьи летать,

                                     Стали просо воровать.

                                     Урожай от них избавим.

                                     Чучело скорей поставим!

                                      Навешаем бубенцов

                                      И разгоним воробьев!

 

    (вносится на палке чучело)

1 дразнилка: Чучело – мяучело, рваный сарафан,

                          Никто с тобой не дружится, только таракан.

 

(дети убегают на конец мелодии, замирают в «позах», «чучело» ищет кто шевелится)

 

2 дразнилка: Чучело – мяучело, без ушей, без носа,

                          Не боимся мы тебя, разворуем просо!

 

Марья Искусница: Ну, вот и повеселились, поиграли, посмеялись. А не позвать ли нам напоследок жаворонков?

 

Дети: Жаворонки, жаворонки, прилетите.

           Зиму холодну унесите!

           Дай, Весна, годы добрые,

           Годы добрые, хлеборобные!

 

Марья Искусница: (вносит на подносе печево – жаворонки)

                                   А вот и жаворонки прилетели,

                                   Жаворонков вам подношу,

                                   Всех отведать прошу!

 

Дети: (с поклоном) Благодарствуем!

 

Марья Искусница: Наш детский сад гостеприимством славится.

 

Все: Приходите в гости чаще, если нравится!

 

 

Образовательная деятельность интегрированного характера в старшей группе на тему:

 

 

«Посылка от госпожи азбуки».

(тема недели животные жарких стран)

Подготовила

Воспитатель высшей категории

Кашичкина Е.И.

Задачи: 

·        Образовательные: Способствовать формированию знаний называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах.

·        Развивающие: Создать условия для развития у детей фонематического слуха, воображения, творческого мышления. Способствовать закреплению знаний гласных и согласных звуков. Способствовать формированию умения придумывать слова с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом. Способствовать формированию умения делить слово на слоги.

·        Воспитательные: Способствовать воспитанию любви к родному языку, любознательности.

·        Оборудование: Посылка, ларец, 6 замочков, 6 ключей, 6 конвертов с заданиями, модули, печенье в виде букв, цветные карандаши, буквы для штриховки.

·        Форма проведения: Совместная деятельность

 Ход занятия:

(в зал вносят большую коробку: посылку)

Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От госпожи АЗБУКИ из страны Читайны»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)

Воспитатель: Сундучок-то не простой! С шестью замками! Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети старшей группы!

Пишет вам госпожа Азбука из страны Читайны! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислала для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с шестью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи в музыкальном зале. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

                                                                                           Госпожа Азбука. »

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

(Ответы детей)

Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Я на солнышке сверкаю,

Зайцев солнечных пускаю.

Коль  в меня ты заглянёшь,

То себя ты там найдёшь. 
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме госпожи Азбуки! Справимся с этим заданием -  один замок откроем!

Задание №1.

Воспитатель: Помощники госпожи Азбуки принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?

Дети: Мак

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый

звук?

Дети: М-м-м…

Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает?

Дети: Губы

Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

Дети: Согласный

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?

Дети: М-аааа-к! Звук А

Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.

Дети: А-а-а…

Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

Дети: Гласный.

Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Они красивы и длинны,

И  в спальне всем они нужны:

С утра поссорятся – светло,

А помирятся – темно. (шторы)

Дети: Шторы! Ключ будем искать там, где здесь за шторами!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание.

   Задание №2.

Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Госпожа азбука очень любит стихи про животных разных стран. Однажды она начала вспоминать их, но… забыла все слова. Давайте поможем ей!

 

Вот так ноги! Вот так шея!
Не видали мы длиннее!
Словно вышка между трав, 
Возвышается …(жираф)


Кто-то в сумке носит спички,
Кто-то – важные вещички,
Кто-то – книжку и игру,
А детишек – …(кенгуру)

 

В реках Африки живет
Злой зеленый пароход,
Кто бы мимо ни проплыл,
Всех проглотит …(крокодил)

 

Солнце светит очень ярко,

  Бегемоту очень … (жарко).

 

Где обедал воробей?

В зоопарке у…(зверей)

(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)

Воспитатель: Вот ещё одна загадка от госпожи Азбуки:

 

 

Ох, на нём не сосчитать

Черно-белых клавиш!

А научишься играть -

Ты себя прославишь.

Отнесись к нему серьезно -

Скоро станешь виртуозом. (Пианино)

 

 (Дети достают ключ, он находится возле пианино)

Задание №3.

Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.

«Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма –ша!, Ма – ри  – на!, Та – ня!, На – та - ша!, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».

Вопросы к детям:

Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?

Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)

Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.

(Дети делят имена на слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

Физминутка:

Буратино потянулся,       Руки  в стороны развёл,

Раз – нагнулся,               Ключик так и не нашёл.

Два – нагнулся,               Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся.                   Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

   Задание №4.

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать)

(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Конструктор. Находят ключ.)

   Задание №5.

Воспитатель:  Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!

Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.

Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)

Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)

Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)

Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…)

Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…)

Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)

(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Лёгкий, звонкий и упругий,
Круглый, словно колобок.
С ним приятно на досуге.
Он, как зайка, прыг, да скок.
С удовольствием играет
С ним и девочка, и мальчик.
Каждый сразу отгадает-
Ну, конечно, это...(мячик)

 

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

   Задание №6.

Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Зоопарк». Мы пришли в зоопарк.  Каких животных мы увидим, в названии которых есть звук «С». Кого? Дети называют животных: слон, сурок, скунс, собака, скорпион, серна, свинья, рысь, уссурийский тигр и т.д. Давайте назовем животных в названии которых есть звук «М»: морж, медведь, мартышки, муравьед, мангуст, морской котик, бегемот и т.д.

(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)

После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!

Воспитатель: С буквами можно и поиграть, и чай попить! Спасибо госпоже Азбуке! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!

 

 

 

Образовательная деятельность интегрированного характера в подготовительной к школе группе на тему:

«Заколдованный лес».

Подготовила

Воспитатель высшей категории

Кашичкина Е.И.

Задачи на развитие познавательных способностей:

·         Способствовать формированию счета в пределах 6, понятие «поровну», основные цвета, ориентирование в пространстве;

·         Способствовать формированию умения решать простые  арифметические задачи.

Задачи на развитие связной речи:

·         Способствовать формированию умения вести диалогическую речь (умение задавать вопросы и отвечать на поставленные вопросы)

·         Способствовать развитию эмоциональности в речи, логического мышления, сообразительности, фантазии в процессе отгадывания загадок.

Художественные задачи:

·         Способствовать формированию умения рисовать осеннее дерево по памяти и представлению.

Воспитательные задачи:

·         Способствовать формированию любви к природе.

·         Способствовать формированию любви к добру – не проходить мимо чужой беды.

Предварительная работа:

·         Составление и отгадывание загадок.

·         Решение логических задач, выполнение заданий по ориентированию на плоскости и в пространстве.

·         Наблюдения в природе, беседы о жизни леса, его обитателей в осеннее время года.

Оборудование:

·         В группе декорации «Лес» (мешочек с еловыми иголками, плакаты с изображением деревьев).

·         Корзинка с чучелом белки.

·         «Волшебный  клубочек», конверт с заданиями для детей.

·         Кукла Машенька

 

 Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пойдем гулять в лес. Представьте себе, что это – чьи-то заколдованные владения. Посмотрите на иллюстрации деревьев и скажите, как они называются? Чем они отличаются? (дети подходят к деревьям, рассматривают, говорят как они называются. Сравнивают рябину, берёзу и ель).
В. Посмотрите, что это под деревом?
Д. Мешочек!
В. Давайте посмотрим, что находится в мешочке и узнаем, зачем мы сюда пришли. (дети находят открытку с загадкой).
В. Послушайте внимательно загадку:
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки,
Но зимние метели в меха его оденут.
Д. Это лес!
(Воспитатель находит в мешочке еловые иголки. Дети рассматривают  их, нюхают)
В. С какого дерева эти иголочки?
Д. С ёлочки!
В. Значит мы и правда попали в лес!
В. Дети, на открытке написано еще что-то, послушайте: «Злая колдунья перепутала в лесу все тропинки и дорожки, и в этом лесу потерялась одна девочка!»  Как вы думаете, ребята, что чувствует девочка одна в лесу?
Д. Ей страшно, она боится, плачет!
В. Что нам делать?
Д. Надо ей помочь!
В. Мы поможем девочке, но куда же нам идти? Посмотрите, а в мешочке ещё что-то лежит..(достаёт яблочко и тарелочку). Это волшебные сказочные предметы. Давайте скажем дружно: «Яблочко кружись, кружись, и подсказка появись!»
(Появляется плакат «Ёлочка». Под ёлочкой дети находят корзиночку)
В. Давайте посмотрим, что в корзиночке…
Д. Белочка!!
В. Давайте спросим у Белочки, может она знает, где наша девочка? (дети по очереди обращаются к белочке, воспитатель поощряет вежливые обращения).
В. Белочка говорит, что злая колдунья заколдовала девочку превратила её в куклу. В этой корзинке лежат задания, и их надо отгадать.
(дети садятся на стульчики полукругом)
Воспитатель читает первое задание:
Что подарил нам сосновый бор?
Пять маслят и один мухомор.
Сколько всего грибов?
Д. Всего 6 грибов!
В. Молодцы! А теперь назовите лишнее слово: понедельник, вторник, октябрь, среда.
Д. Октябрь – это месяц, а остальные названия дней недели!
В. Белка, лиса, гриб, медведь.
Д. Гриб!
В. В корзинке осталась одна загадка:
Куда бежит, сама не знает,
В степи ровна, в лесу плутает,
Споткнётся у порога.
Что это?
Д.Дорога!
В. Правильно, а теперь давайте встанем, возьмёмся за руки и сделаем 5 шагов вперёд. Посмотрите на ёлочку и сосчитайте, сколько на ней шишек?
Д. На Ёлке 6 шишек!
В. Они одинаковые?
Д. Шишки большие и маленькие!
В. Сколько больших шишек?
Д. 3
В. Сколько маленьких?
Д. Тоже 3! (дети делают вывод, что шишек поровну)
Физминутка.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов.
Сколько шишек здесь у нас
Столько прыгнем с вами раз!
(дети замечают куклу)
В. Это наверное наша заколдованная девочка. Давайте вместе придумаем волшебные слова, чтобы её оживить.
(дети придумывают варианты волшебных слов)
 А теперь закройте глаза и сосчитайте до 6.( одевает кукле на голову платочек)
В. А вот и наша Машенька! «Здравствуйте, ребята! Большое спасибо, что нашли меня в этом заколдованном лесу и расколдовали! Я так счастлива.
В. Теперь нам с вами предстоит расколдовать лес. (дети садятся за столы).

Пальчиковая гимнастика.

 

 

 

«Осень».

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(плавные волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(спокойно укладывают ладони на стол)

 

Задание «Нарисуй дерево». Дети рисуют деревья, воспитатель напоминает последовательность выполнения работы, поощряет интересные композиционные решения. Рисунки выкладываются на ковер, дети любуются своими работами.

В. Машенька просит помочь собрать грибы для бабушки и дедушки.( дети собирают грибы, называют их, объясняют, почему не взяли мухоморы и поганки – они ядовитые.)

В. А теперь возьмите листья , у кого в руках листья с берёзы? С рябины? Кленовые листья? Сейчас мы свами потанцуем с листьями  под музыку П. И. Чайковского «Осень. Октябрь».

 



Итог занятия. Рефлексия.

 

 

 

Образовательная деятельность интегрированного характера в подготовительной к школе группе на тему:

«Народные промыслы России».

Подготовила

Воспитатель высшей категории

Кашичкина Е.И.

 

Задачи:

- Способствовать формированию знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве;

- Способствовать закреплению умений детей использовать народные мотивы и технические приемы в продуктивной творческой деятельности;

- Продолжать способствовать развитию творческих способностей детей, их фантазию, воображение, художественный вкус;

- Воспитывать у детей любовь к Родине, традициям, культуре русского народа;

- Воспитывать способность детей выслушивать и дополнять ответы других, оценивать и анализировать свои и другие работы, умение дружно работать в детском творческом коллективе;

- Доставить детям радость от совместного творческого процесса и прикосновения к прекрасному.

Материалы: силуэты дымковских игрушек, матрешек, силуэты посуды, хохломских ложек, ваз, досок, подносов; гуашь, кисти №2, 3, 4, ватные палочки.

Оборудование: народные игрушки и предметы народного творчества, ноутбук (для слайдов), разрезные картинки (хохломские ложки, Воскресенские матрешки, дымковские игрушки, ваза Гжель), валенки, войлок.

Технологии: вводная беседа, худ.слово, русская народная игра «Ручеек», детское творчество, игра-пазлы «народные промыслы».

 Ход НОД:

Педагог: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да.

Педагог: На чем можно путешествовать?

Дети: На машине, поезде, самолете.

Педагог: Да, путешествовать можно по – разному. И сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие. А помогут нам наше воображение, смекалка и знания. Покажите мне свои ладошки, а теперь потрите их, что вы чувствуете?

Дети: тепло.

Педагог: Правильно, это тепло добрых рук, добрых сердец. А я сейчас расскажу вам историю о том, почему ладошки несут тепло. Давным - давно жили на земле Лад и Лада. Вместе они несли в мир тепло и доброту. Делали они только хорошие и добрые дела и называли друг друга «Ладушки».  Ребята, как называли друг друга Лад и Лада?

Дети: Ладушки.

Педагог: Давайте вы тоже протяните друг другу свои ладошки и передадите тепло и доброту своему другу, поднимите руки к солнышку, закройте глазки, мы отправляемся в необычное путешествие.

                                                        Слайд №2

(Звучит русская народная музыка «Полянка, русский народный наигрыш». Педагог одевает платок и превращается в Хозяюшку русской избы).

Хозяюшка: Мне очень приятно, что вы зашли ко мне. Я – Хозяюшка русской избы. А вы кто такие, из какого ко мне города пожаловали?

Дети: Мы живем в городе Арзамасе.

Хозяюшка: В какой стране вы живете?

Дети: В России.

Хозяюшка: Вы наверное в детский сад ходите?

                      Как называется ваш детский сад?

Дети: Мы ходим в детский сад №35 «Лесная сказка».

Хозяюшка: Вы наверное все из одной группы?

Дети: Да, наша группа №2 «Белочка».

Хозяюшка: Молодцы, все –то вы знаете. А я приглашаю вас к себе в гости в                         избу – музей. Проходите гости дорогие.

(Хозяйка берет в руки хлеб-соль).

Ребята, посмотрите, с чем я вас встречаю?

Дети: С хлебом и солью.

Хозяюшка: А почему?

Дети: Это русский обычай. Хлеб символизирует жизнь, а соль – богатство

Хозяюшка: Правильно и поэтому русский человек, встречал гостя на пороге, желает ему добра и здоровья. Люди русские не только добрые, но и трудолюбивые и сегодня мы с вами поговорим, а о чем вы сейчас сами угадаете. Ребята, вы любите играть? А пазлы и картинки разрезные составлять? Тогда помогите мне и картинки разрезные соберите. (На ковре разложены разрезные картинки – хохломские ложки, Воскресенские матрешки, вазы Гжель, дымковские игрушки.)

Хозяюшка: Молодцы, ребята, быстро справились с заданием. А что у вас получилось? (Ответы детей.) Как все это можно назвать?

Дети: Все это народные промыслы.

Хозяюшка: Как здесь интересно, как много старинных вещей, которые изготовили русских умелых мастеров. А сейчас отгадайте мои загадки. Вот вам первая загадка:

Сама не ем, а людей кормлю.

Дети: Это ложка.

Слайд № 3

Хозяюшка: Правильно. Давным –давно это было. Люди готовили пищу на костре и ели ее руками, но как же трудно было есть жидкий суп руками! И, подумав, человек нашел выход – он сделал ложку. В начале она была сделана из камня, но она была тяжелая и неудобная. Тогда человек сделал ложку из дерева. Почему, как вы думаете она понравилась людям?

Дети: Потому, что она была легкая, удобная и ей нельзя было обжечься.

Слайд № 4

 

Хозяюшка: Правильно, но посмотрите, какая она была некрасивая. И тогда русские мастера раскрасили ложку разными узорами, тут-то ложка и стала превращаться в настоящую красавицу. Нравятся вам такие ложки? Их сделали хохломские мастера. Красивые, удобные деревянные ложки и рот такой ложкой не обжигаешь.

Хозяюшка: Отгадайте вторую загадку, о каком предмете идет речь? 

На топтале был,

На кружале был,

На пожаре был,

Домой пришел-

Семью накормил? Что это?

Дети: Глиняный горшок.

Слайд № 5

Хозяюшка: Да, правильно, этот горшок сделал гончар. Он слепил его из глины, а потом обжог в печи. Почему именно из глины делали посуду?

Дети: Глина не пропускает влагу.

Хозяюшка: И расписать горшок можно любой росписью: гжелью, дымкой, хохломой и по своему желанию. Третья загадка:

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже любят ножки,

В них мы бегаем зимой, утром – в садик,

Днем – домой.

Что же это такое, не ботинки, ни сапожки?

Дети: Это валенки.

Слайд № 6

 

Хозяюшка: Валенки — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь. Валенки — это традиционная русская обувь, которую в морозную погоду носят для ходьбы по сухому снегу. Снашиваются быстрее всего снизу, для борьбы с чем часто подшиваются кожей или иным прочным материалом; с этой же целью и против намокания носятся с галошами
Традиционно валенки бывают чёрного, серого, и белого цвета. Есть свидетельства о том, что валенки начали изготовляться в Нижегородской губернии в конце 18 века. В нашем городе тоже есть войлочная фабрика, где делают валенки и другую продукцию из войлока. Давайте посмотрим продукцию нашей фабрики. В таких валенках не замерзнут ни дети, ни взрослые даже в самые сильные морозы.

Ребята, много вы сегодня узнали интересного в моем маленьком музее народных ремесел?

Дети: Очень много нового и интересного.

             (прощаются с Хозяюшкой, берутся за руки закрывают глаза. Переносятся на ярмарку, включается слайд № 7 «Ярмарка»).

Педагог: Ребята, а сейчас куда мы с вами попали?

Дети: На ярмарку.

Педагог: Да в древние времена ремесленники свои товары сами продавали на ярмарке. Видите, здесь и ложкари, и гончары, и другие ремесленники.

На ярмарке не только торговали товарами, но и песни пели, и играли. Я предлагаю вам тоже поиграть в русскую народную игру «Ручеек».

   (Дети встают в пары, а ручеек бежит и выбирает себе пару.)

Педагог: Я тоже предлагаю вам сегодня побыть ремесленниками и принять участие в торговле на ярмарке. Для этого вам нужно подумать и решить, кем вы хотите быть, какой промысел вам больше нравиться? Какие мотивы ему соответствуют? Подходите выбирайте силуэты изделий, которые будете расписывать. (дети садятся за столы).

                         Сядем рядком, посидим ладком.

                         Спинки ровные, прямые,

                         Мы – ребята удалые.

И я с вами поработаю. Включу музыку народную, она в работе помогает и настроение поднимает.

(После изготовления работ дети обсуждают сделанное, каждый рассказывает о своем промысле, хвалит его. Можно предложить детям игровую ситуацию «Мы на ярмарке»).

 

  

 Образовательная деятельность интегрированного характера

во 2 мл гр

"Веселые приключения маленьких путешественников"

                                                                                                                    Подготовила

Воспитатель высшей категории

Кашичкина Е.И.

 

 

 Цель: Развитие у детей познавательного интереса, воображения, воспитывать умение работать в коллективе.

 

Задачи: Знакомить детей с понятием «слева», «справа», закрепить понятия «один», «много»; расширять знания детей об осени; формировать у детей умение ориентироваться на плоскости; знакомить детей с различными цветами; развивать мелкую моторику, внимание, зрительное восприятие, воображение, память; воспитывать у детей бережное отношение к игровым пособиям.

 

Материалы и оборудование:

«Фиолетовый лес», деревья (ажурное и разноцветное), синичка, облака, птицы и звери из комплекта к нему, фонограмма «пение птиц», гуашь красного цвета, рябина, нарисованная на ватмане, влажные салфетки по количеству детей.

 

 

 

Ход деятельности:

 Организационный момент

Дети заходят в группу, здороваются с гостями, встают полукругом.

Воспитатель: Доброе утро всем, кто проснулся,

                        Доброе утро, кто улыбнулся!

                        Доброе утро людям и птицам,

                        Доброе утро приветливым лицам.

- Вы любите ходить в гости? Сегодня мы с вами пойдем в гости на лесную полянку. Но эту дорожку заколдовали лесные жители, чтобы туда попасть, надо не просто идти, а выполнять правильно все движения:

 

Отправляемся мы в лес,

Много тайн там и чудес!                                 Ходьба.

Мы шагаем друг за другом,

Мимо поля, мимо друга

На носочках мы идем,                                     Ходьба на носках, руки вверх.

А потом на пятках,                                          Ходьба на пятках, руки за спиной.

А теперь прыгаем вприсядку                          Прыжки на двух ногах.

К озеру с горы спустились

Наклонились и умылись                                  Наклоны вниз.

Осмотрелись, вот и лес!

Полон сказок и чудес!                                      Повороты в стороны.

 

Я сейчас загадаю загадку, а если вы отгадаете, то узнаете, кто же нас пригласил в волшебный лес:

Любит семечки и сало,
Во дворе с утра летала
Эта маленькая птичка.
Отгадайте, кто? ....(Синичка)

 

В: Ребята, давайте поздороваемся с Синичкой.

(Синичка сообщает детям, что у голубого озера стояло два волшебных дерева. Ажурное дерево стояло справой стороны от озера, а разноцветное – с левой стороны. Они стояли и грустили, мимо пролетала синичка и спросила их почему они грустные и деревья ей рассказали, что ночью в Фиолетовом лесу дул сильный ветер, да такой сильный, что все листья с деревьев слетели. В лесу стало мрачно и скучно. Как же быть?).

В: Ребята, давайте поможем синичке украсить деревья листочками.

В: Молодцы ребята, посмотрите, какая яркая, красивая полянка получилось.

Только тихо совсем на полянке не слышно совсем птиц ни зверей, наверное, они все испугались и спрятались, давайте поищем их и скажите где спрятались птички и звери? (ответы детей)

Сколько всего спряталось мышей – одна, а птиц – много.

 

Давайте поиграем вместе с лесными жителями:

Физкультминутка:

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)

 

Воспитатель: Ребята, если к нам прилетели гости, надо их угостить. Чем мы угостим птиц? Что они любят? (ответы детей: шишки, ягоды, хлебные крошки)

Я предлагаю угостить их сладкой рябиной, вот здесь я видела растет рябинка. Ах ветер хулиган он и рябинку всю сорвал, где нам взять ягоды рябины? (нарисовать)

Чем мы с вами будем рисовать ведь мы с вами не взяли в лес кисточки (пальчиками)

Рисуют и оставляют в лесу.

Воспитатель: - Нам тоже пора в детский сад.

Сейчас я произнесу волшебные слова, и мы окажемся в группе.

Вправо повернись,

влево повернись

В группе очутись.

Подводится итог.

 

 

 

 

  

 

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами конструктивной деятельности

                                    (тема недели Космос)

 Старшая группа.

«Космическое путешествие».

 

 

 

                             Разработала:  воспитатель выс кв.кат.

                                                                      Кашичкина Е.И.

Цель: Способствовать формированию умений у детей мыслить системно, способствовать развитию творческого воображения.

Задачи:

Образовательные

·                   Закрепить счет в пределах 10;

·                   Закрепить умение различать геометрические фигуры;

·                   Закрепить умение соотносить количество предметов и число;

·                   Продолжать способствовать формировать умение решать логические задачи;

·                   Группировать предметы по нескольким признакам, находить закономерность ряда и обосновать свой ответ.

Развивающие

·                   Способствовать развитию связной речи

·                   Вниманию

·                   Памяти

Воспитательные

·                   Способствовать воспитанию выдержки

·                   Умению слушать других детей

Методы и приемы: игра-путешествие; создание проблемных ситуаций, их решение; дидактические игры; физ минутка «Невесомость».

Материал и оборудование: Интерактивная доска, компьютер, презентация, схемы, деревянный и пластмассовый конструктор, листы голубого цвета, цветные карандаши, 2 обруча разного цвета.

Предварительная работа: создание конструкций по схеме, рассматривание схем строительных деталей в разных проекциях, беседы на тему «Космос», загадывание загадок на тему «Космос», наблюдение за звездным небом. дидактические игры «Построй по схеме», «Волшебный цветок», чтение книг о космосе, закрашивание листа голубым цветом (орбита), Д/И «Собери метеориты».

 Ход занятия

Дети стоят в центре ковра, здороваются, становятся в круг:

Мы – дружные ребята,

Возьмемся за ладошки,

Подарим мы друг другу

Любви, тепла немножко.

(берутся за руки, улыбаются друг другу)

Воспитатель: Чувствуете, какие теплые и нежные ваши ладошки? Давайте поделимся теплом и добротой со всеми людьми на планете (дети выносят руки вперед, кисти рук ладошкой вверх).

На 1 слайде появляется Звездочет

Звездочет: Здравствуйте ребята! Сегодня на небе исчезли все звезды.

Помогите мне отыскать звезды, да вернуть их на небо.

Воспитатель: Ребята поможем звездочету? (Да)

Воспитатель: Для этого нам надо отправиться в космос. На чем можно полететь в космос? (на ракете)

Воспитатель: Как называется человек, который управляет ракетой? (космонавт).

Воспитатель: Сегодня мы с вами станем космонавтами. Но, чтобы стать космонавтом, нужно много знать. Ну, что готовы?

Тогда проведем предполетную подготовку. Закончите предложение:

1.                Самолет летит высоко, а ракета…(выше)

2.                Велосипед едет быстро, а машина…(быстрее)

3.                Машина тяжелая, а трактор…(тяжелее)

4.                Если веревка толще нитки, то нитка… (тоньше веревки)

5.                Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры)

6.                Если линейка длиннее карандаша, то карандаш… (короче линейки)

МОЛОДЦЫ!

Воспитатель: Ребята вы все зачислены в космонавты.

(раздаются эмблемы)

Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд.

И Вам сейчас предстоит потрудиться и построить ракету из деталей деревянного или пластмассового конструктора (по выбору детей). Давайте внимательно рассмотрим схемы ракет (3-4 вида).

(Дети строят ракету каждый по своей схеме).

Воспитатель: Из каких деталей состоит твоя ракета Дима, Катя, Глеб???

Предлагаю Вам занять места в ракете и пристегнуть ремни, выпрямите спинки.

Начинаем отсчет пуска ракеты: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10- полетели.

На 2 слайде появляется вид космоса + музыка.

Воспитатель: Приступаем к работе перед Вами листы голубого цвета – это космическая орбита. Внимание! В левом верхнем углу мы видим планету Нептун, обозначьте его синим кругом.                                                                          В нижнем левом пролетает комета – коричневый треугольник, мы видим полярную звезду – зеленый многоугольник в верхнем правом углу; в правом нижнем углу я вижу планету Марс, обозначьте его красным кругом.                                                         В центре всех планет Солнце, обозначьте его желтым кругом.

На 3 слайде появляется образец работы.

(на слайде образец)

Сравнивайте свои работы, правильно сделали?

Физкультминутка:

В невесомости плывем

Мы под самым потолком.

Трудно здесь передвигаться,

Мы шагаем очень плавно.

Наклоняемся вперёд

И по кругу поворот.

Непослушными руками

Наше тело раскачали.

Влево - раз, вправо - два, выше – три.

Приседаем и встаем

И ничуть не устаем.

На 4 слайде появляются планеты солнечной системы.

Воспитатель: Вокруг солнца вращаются планеты. Солнце и планеты – это солнечная система. Сколько планет вращаются вокруг солнца? (9 планет).   На каком месте Меркурий? Земля? Венера? Марс? Юпитер? И др.

Воспитатель: На нашем пути может встретиться метеоритный дождь, но мы его сможем избежать, если решим космическую задачу. Посмотрите, как много метеоритов. Чем они отличаются? (цветом, формой, размером).                            

Давайте соберем метеориты в синий обруч синие, в красный все круглые)

Д/И «Собери метеориты».

(пластмассовые кубики)

 

 

На 5 слайде появляются «Звезды и спутники».

Воспитатель: Посмотрите на экран. Что вы видите? Как узнать, какое количество звезд и спутников мы видим, что нужно сделать? (нужно посчитать). Предлагаю одному посчитать кометы, другому спутники. Как сделать, чтобы всех предметов стало поровну, по 7 (добавить 1 спутник).

А как сделать, чтобы спутников и звезд стало поровну, по 6? (убрать звезду).

(игра с монитором)

 Воспитатель: Молодцы ребята все задачи решили и звезды на небе зажглись на небосводе.

На 6 слайде появляются звезды.

Воспитатель: нам пора возвращаться. Начинаем обратный отсчет

10-9-8-7-6-5-4-3-2-1

На 7 слайде появляется звездочет.

Звездочет: Спасибо Вам ребята! Теперь уж я их не упущу, а вы сможете за ними наблюдать каждый вечер, если на небе не будет туч.

Воспитатель: Ребята наше путешествие закончилось. Понравилось оно вам? Что понравилось больше?

 Литература:

1.Людмила Викторовна Куцакова

Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

 

2. Т. Д. Нуждина.  Энциклопедия. Чудо всюду. Мир животных и растений.

3. Т. Д. Нуждина Энциклопедия. Чудо всюду. Мир людей.                                                                    

4. Дьяченко О.М. «Воображение дошкольника», М.: Знание, 1966 

 

Дата последнего обновления страницы 19.09.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»